На главную

                                                                                                    

 

  Муниципальное общеобразовательное учреждение

Затонская  основная общеобразовательная школа

 Программа развития

муниципального общеобразовательного учреждения

Затонской основной общеобразовательной школы

на 2010 – 2015 годы

 

 

 

Принята Советом школы

протокол №  1 от 03.09.2010 года 

 

 с. Затон.

I. ПАСПОРТ   ПРОГРАММЫ

 

Наименование программы: Программа развития МОУ Затонской ООШ  на 2010 – 2015 годы.

Нормативно - правовая база программы:

1.Закон РФ «Об образовании».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ Минобрнауки России №373 от 06.10.2009).

3.Концепция  профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2783 от 18.07.2002)

Цель программы: формирование личности, способной к самоопределению, саморазвитию и самореализации, в условиях эффективно-функционирующей системы предпрофильной подготовки школы.

Основной подход: компетентностно-ориентированный.

Условия: система предпрофильной подготовки, включающая ступени начального общего, основного общего образования.

Задачи:

- повышение социальной значимости образовательных  и воспитательных программ за счет совершенствования методов и средств их реализации; 

- совершенствование содержания и  увеличение доли образовательных программ в учебно-воспитательном процессе;

- создание и отработка механизма межструктурного взаимодействия в системе предпрофильного обучения учащихся.

    

  Принципы реализации Программы развития:

Гуманизация использование всех компонентов педагогического процесса с учетом их воздействия на уникальную личность ребенка и его индивидуальных особенностей.

Вариативность – возможность выстраивания индивидуальной образовательной и профессиональной траектории посредством выбора программ, форм, сроков, способов коммуникации, образовательных практик.

Преемственность последовательность и интеграция всех ступеней предпрофильного и профильного обучения в системы  основного и дополнительного образования и воспитательной работы школы;

Непрерывность и доступность образования взаимодействие подструктур основного, дополнительного, предпрофильного  и профильного образования с учетом  возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Демократизация управления школой и взаимоотношений участников образовательного процесса - расширение общественной составляющей в управлении школой.

Настоящая Программа определяет основные направления развития школы до 2015 года, механизмы управления инновационными процессами, возможности ресурсного обеспечения функционирования всех структур школы в контексте поставленных задач и всестороннего удовлетворения потребностей участников образовательного процесса.

Программа является основным инструментом реализации государственной политики, исходит из конкретного анализа выполнения предыдущей Программы и определения приоритетов дальнейшего развития.

 

Перечень разделов Программы развития

 

I. Паспорт Программы развития МОУ Затонской ООШ

II. Информационная справка о школе.

III.  Проблемно-ориентированный анализ.

IV. Концептуальные основы Программы развития.

V. Критерии, показатели и методы изучения, анализа и оценки результатов

     реализации образовательной программы.

VI. Стратегия и тактика перехода к новому состоянию.

VII. Ресурсное обеспечение Программы развития.

Приложение 1. Стратегический план  перевода образовательной системы школы  в качественно новое состояние.

Приложение 2. План мероприятий по реализации Программы развития на 2009-2010 учебный год.

Приложение 3.   Модель управления  деятельностью школы.

Приложение 4. Списки курсов предпрофильной подготовки.

II.  Информационная справка  о МОУ Затонской ООШ

 

Сведения о школе.

      

         Кадровый состав. Школа укомплектована кадрами полностью. В ней работает 10 педагогических работников, из них 2 членов администрации. Средний возраст педагогов – 43 года. Средний педагогический стаж – 23 года.  Имеют высшее образование -  10 чел. (100%).

 

Ученая степень

Категории

Награды

высшая

первая

вторая

Ветеран труда

Почетные

звания

-

-

80%

20%

-

-

 

                       Характеристика контингента учащихся и их семей.

Количество учащихся, классов, педагогов по годам.

 

Год

Классы

Учащиеся

Педагоги

2007-2008 уч.г.

9

91

12

2008-2009 уч.г.

9

75

11

2009-2010 уч.г.

9

66

11

 

Анализ численности учащихся за последние 3 года пока­зывает снижение количества учащихся, что обусловлено демографической ситуацией в селе. Все 60 учащихся проживают в селе Затон.

Социальный состав семей учащихся:

Количество многодетных семей:             3                         

Количество малообеспеченных семей:   51              

Количество неполных семей:                            3                         

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев: 0    

Дети-сироты:                                               1             

Опекаемые дети:                                         2

Инвалиды детства:                                      4

Потеря кормильца:                                     6

Родители инвалиды:                                   5

Дети, воспитывающиеся без отцов           3

Родители, участники боевых действий   

(Афганистан, Чечня)                                2                

 

 Социальное положение родителей:

Медработники                                          1               

Учителя                                                      3    

Строители                                                16              

Предприниматели                                    1                

         Рабочие                                                    9                

Не работают                                             32              

Инвалиды                                                 5                

                             

Характеристика материальной – технической базы. Школа имеет спортзал, спортивную площадку, столовую, методический кабинет, библиотеку,  компьютерный кабинет, выделенную линию Интернет. Работает  электронная почта.

     Организация образовательного процесса.  

          Начальная  школа

·        УМК «Школа России»

          Основная школа

·        в 9 классе – формирование системы предпрофильного обучения (специальные предметы в учебном плане)

       Учебные занятия организованы  в одну смену.

Начало занятий: 8 час.30 мин.

     Средняя наполняемость классов – 8 учеников.

III. Проблемно – ориентированный анализ

Основные результаты образовательного процесса.

Проблемно – ориентированный анализ работы по предыдущей программе развития показывает, что в основном поставленные задачи школой были решены.

 

Сравнение данных за два года

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Обучалось учащихся (на конец учебного года)

70

74

66

В начальной школе (1-4 кл)

36

32

34

В основной школе (5-9 кл)

34

42

32

Окончили на «отлично» и «хорошо»:     

1-4 классы

15

13

16

                                                                    

5-9 классы

10

13

11

Количество неуспевающих:                  

   1-4 классы 

0

0

0

                                                                     

5-9 классы                                                           

0

0

0

Из них переведены условно:

0

0

0

Оставлены на повторный год обучения:                                                        

0

0

0

Процент успеваемости

100%

100%

100%

Процент качества знания

40%

40,2%

45,7%

  

Сравнительный анализ данных за  последних три года показывает, что результаты в целом стабильные, имеется тенденция к повышению процента успеваемости и качества знания.

 

 

Регулярно проводимый мониторинг показывает, что в целом  учащиеся в соответствии с возрастными особенностями   в рамках программы овладели компетентностью «уметь учиться». Учащиеся имеют прочные знания, умения и навыки в предметных областях.

 

 Характеристика воспитательной системы.

            Воспитательная система  охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь детей. Используются разнообразные формы воспитательной работы: игры, диспуты, беседы, викторины, тематические классные часы, встречи с интересными людьми. Особое внимание уделяется работе с детьми девиантного поведения (группы «риска»): посещение на дому, беседы с учащимися и их родителями, привлечение в спортивные секции и кружки, контроль за успеваемостью и посещаемостью, участие в заседаниях Совета профилактики школы. Воспитательная работа проводится в тесном взаимодействии с общественным инспектором по делам несовершеннолетних.

К воспитательным мероприятиям широко привлекаются родители.

  Большое значение в организации воспитательной работы отводится системе дополнительного образования в школе. В школе действует 4 кружка и спортивные секции: «Соловушка», «Компьютоша», «Юный спортсмен», секция по волейболу.    

 

В течение года учащиеся школы принимали активное участие в спортивных соревнованиях и праздниках районного и областного уровней, занимая при этом призовые места как в районе, так и в области.

Анализ работы по данному направлению показывает положительную динамику  в формировании личностных качеств воспитанников. Система детского самоуправления, дополнительное образование помогли многим детям обрести уверенность в своих силах, решить проблемы межличностных коммуникаций, успешно продвинуться в учебной и творческой деятельности, приобрести способность к адекватной самооценке себя и других, к самоорганизации.

    Система управления.

         В соответствии с целями и статусом  школы действует четырехуровневая система  структуры управления по смешанному типу (линейно-функциональная). Администрацию школы представляют директор, заместители по учебно-воспитательной работе. В структуру управления (приложение 3) входит Совет школы, Общешкольный родительский комитет. Осуществляется горизонтальное взаимодействие Педагогического Совета, Общего собрания трудового коллектива, Аттестационной комиссии, Психолого-социальной службы. Родительский и ученический коллективы обеспечивают поддержку  деятельности дисциплины и порядка, спорта и здоровья.    

Управленческие функции осуществляются на всех уровнях. Имеются устойчивые горизонтальные и вертикальные связи между управляющей и управляемой подсистемами. Цели согласуются с социальным заказом родителей и общественности.

Анализ состояния и тенденции изменения социального заказа.

Современные экономические и социальные условия вызвали смену целей и  содержания образования. Разработка Государственного образовательного стандарта второго поколения обусловлена острой необходимостью изменения ориентиров и приоритетов образования. На Парламентских слушаниях 21 мая 2009 года по «Законодательному обеспечению национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» были озвучены  основные направления стратегии: создание современной школьной инфраструктуры, обеспечение условий для сохранения здоровья детей и развития физической культуры, создание системы поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала. Но главным, по мнению Е.Л.Рачевского, должна стать  ориентация не на класс, а на отдельного ученика. Это обусловлено изменением самой личности  ребенка в современных условиях. Растет информированность современных детей, но теряется системность и целостность приобретения знаний. Приобретать их прежними способами в условиях прежней классно-урочной системы не представляется возможным. Наблюдается поляризация детей по уровню умственного и личностного развития. Большинство современных детей, в отличие, от детей прошедшего ХХ века, не участвуют в коллективной деятельности детей и подростков и соответственно лишены возможности приобретать опыт коллективных взаимоотношений. Рост национального самосознания граждан оказывает неоднозначное воздействие на современных детей, способствуя формированию, как этнической  идентичности и толерантности, так и враждебности к «чужим». Все указанные аспекты требуют индивидуализации образовательного процесса. Научный руководитель проекта Института стратегических исследований в образовании РАО по разработке федерального государственного образовательного стандарта общего образования А. М. Кондаков отмечает: «Наиболее важным отличием нового стандарта от предыдущих педагогических разработок постсоветского периода является то, что главным результатом образования становится воспитание гражданина России. Стандарт впервые разрабатывался как общественный договор, в котором учтены запросы  семьи, общества и государства к результатам образования. Новые требования к современной информационно-образовательной среде означают переход от классно-урочной системы к открытой образовательной среде».

Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать. Фундаментальное ядро содержания образования включает в себя   универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование которых и должно осуществляться в ходе образовательного процесса.

В связи с вышесказанным выстраивание индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика, а этому способствует  усиление вариативности  на всех ступенях обучения, информатизация образования, приобретает особую актуальность и остроту. Вместе с тем необходимо учитывать и сохранять то позитивное накопленное и созданное, что обеспечивает развитие и организацию самостоятельности учебной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. формирование ключевых компетенций.

   Ожидания родительского сообщества от школы.

         Изучение запросов родителей учащихся 9-х классов показывает, что безопасности и комфортности образовательной среды для здоровья ребенка I место отводят 75%, обеспечению качественного непрерывного образования как  основы  жизненного успеха и благополучия ребенка (II) – 70%, прозрачности отношений и взаимной ответственности семьи и школы (III) – 75%,  разнообразию образовательных маршрутов с учетом индивидуальных потребностей ребенка и родителей (IV) – 65%,  образованию как среде социальной успешности (V) – 51%.

 

Проблемы, обусловливающие стратегию инновационного поиска.

              Проблемно – ориентированный анализ школы позволил выявить три блока  перспективных направлений работы: в области структуры и содержания, технологий, нормативно-правового и ресурсного обеспечения. На их разрешение и направлена Программа развития школы 2010-2015 гг.

В отношении структурно-содержательной составляющей это:

–совершенствование  и расширение классно-урочной организации образовательного процесса, обеспечивающей переход к открытой образовательной среде, и индивидуализации образования, основанной на диагностике и сопровождающейся коррекцией физического и психического здоровья учащихся;

– обоснование практической  востребованности получаемых знаний;

–создание возможности самоактуализации личности в образовательном пространстве, требующей развития ключевых компетентностей.

В отношении технологической составляющей это:   

– совершенствование  компетентностного  образования и развитие умений пользоваться  предоставляемыми технологиями в полной мере;

–  развитие  образовательной телекоммуникационной среды, которая включает:

§        Составление методических рекомендаций по использованию имеющихся электронных средств обучения.

§        Создание собственных электронных средств обучения.

 В отношении нормативно-правовой и ресурсной составляющей это:

–совершенствование технической, организационной, методической и мотивационной поддержки, обеспечивающей внедрение информационно – коммуникационных  и дистанционных технологий

- бюджетное финансирование развития образовательного учреждения, содержания и ремонта здания.

 

Актуальность расширения образовательного пространства, стабильного функционирования в школе эффективной системы предпрофильной подготовки при сохранении и совершенствовании  компетентностно – ориентированного образования обусловлена  необходимостью управления процессом профессионального и личностного самоопределения учащихся, который должен быть самостоятельным, осознанным и адекватным и, который, как показывает практика, в большинстве случаев при выпуске не  происходит.

IV. Концептуальные основы программы развития

                         Концепция образовательного процесса  Затонской школы.

Идея компетентностного образования являлась  одним из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования. В Региональной концепции компетентностно-ориентированного образования, принятой в Самарской области, под компетенцией понимается "готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели". Она проявляется в неалгоритмизированной (новой для человека) деятельности, соорганизации внутренних и внешних ресурсов. В основе "личностной" компетенции  лежит самоуправление  – самоменеджмент.

На более низких уровнях выделяются компетентности как непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности. Ученик, овладевая способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.) и постановки цели, а значит, происходит процесс управления своей деятельностью, осознанный выбор.

"Компетентностный подход сейчас рассматривается двусоставно: когнитивная компонента и операционная компонента" (А. А. Пинский).

Ключевые компетентности  универсальны для различных видов деятельности:

- готовность к разрешению проблем (готовность анализировать ситуации, ставить цели,  планировать результаты своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты, принимать решение);

- готовность к использованию информационных ресурсов (аргументирование выводов, использование информации для планирования и осуществления своей деятельности, принятие осознанных решений);

- коммуникативная компетентность (использование ресурсов коммуникации для решения задач, социальное взаимодействие).

Данный подход продолжает оставаться ведущим и на последующее десятилетие. Цитируем. В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения лежит системно - деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает:

— формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям «знаниевого» общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества;

— постоянную внутреннюю мотивацию к учению, умение общаться, социальную мобильность, чувство ответственности и личностной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию, диалогичность с другими культурами, лояльность по отношению к государству, рефлексивность, критическое мышление, социальный оптимизм;

— обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач, способности объединять различные элементы знаний в нужные знаниевые комбинации, а затем и новое знание;

— общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий, не только обеспечивающих успешное усвоение содержания общего образования, но и создающих функциональный базис для непрерывного самообразования и профессиональной деятельности;

— понимание актуального для современного российского общества ценностно-нравственного значения образования.

Существенно новые цели образования не могут быть достигнуты  с помощью традиционных способов педагогического взаимодействия учителей и учащихся. Достижение нового результата образования должно опираться на новые педагогические технологии.

Дистанционные технологии – это один из постоянных эффективно действующих инструментов реализации компетентностного подхода. Их  дидактические свойства:

–  Максимальная индивидуализация учебного процесса. Возможность реализовать индивидуальные учебные планы в со­ответствии с потребностями учащихся.

Ориентация на самообразование. Направленность на развитие самостоятельной актив­ной учебной деятельности и на повышение уровня ее эффективности.

Гибкость организационной структуры обучения. Использование различных форм освоения образовательных прог­рамм, в  том числе пошаговое или модульное.

Интенсификация. Темп и ритм освоения учебных курсов задается учащимся.

Разноуровневость. Учащиеся, в зависимости от их желания, могут изучать учебные предметы, как на базовом, так и на углубленном уровне.

Возможность оперативного и объективного оценивания.

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебно­го процесса.

– Дифференцированное обучение. Учет уровней готовности и способностей.

Базовые ценности компетентностно – ориентированного образования:

– ученик как личность, его интересы и потребности, здоровье;

– педагог – основной носитель образования, культуры, нравственности;

– профессиональное образование  и самообразование – важнейшее условие максимально полной самореализации личности;

– семья – основа формирования и развития личности школьника и элемент профессионального просвещения;

–команда единомышленников – основное условие  развития полноценной школы;

– культура взаимоотношений – важнейшая составляющая здорового общества.

Логическим следствием обновления видения главных приоритетных функций является    миссия школы:

     Школа должна способствовать профессиональному и личностному самоопределению и максимальной самореализации личности учащихся посредством  удовлетворения  разнообразных образовательных запросов детей при  обеспечении  сохранности  и укрепления их здоровья.

Основная цель Программы формирование личности, способной к самоопределению, саморазвитию и самореализации в условиях эффективно-функционирующей системы предпрофильной подготовки школы на основе компетентностного (системно-деятельностного) подхода.

 

 

Задачи:

- повышение социальной значимости образовательных  и воспитательных программ за счет совершенствования методов и средств их реализации; 

-расширение системы предпрофильной подготовки путем включения в нее  начального звена;

- совершенствование содержания и  увеличение доли образовательных программ в учебно-воспитательном процессе;

Проект осуществления частных изменений.

Проблема личностного и профессионального самоопределения относится к числу наиболее актуальных и активно разрабатываемых психолого-педагогических задач. Ведущие ученые психологи и педагоги  определяют самоопределение как самостоятельный выбор человеком ценностных ориентиров, построение им собственной жизни, обретение им внутренней целостности и адекватной позиции в обществе (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, М.А.Гинзбург). Профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего, в высших своих проявлениях они почти сливаются. Вместе с тем профессиональное самоопределение «более конкретное, его проще оформить официально» - выбор и освоение профессии (Н.С.Пряжников). Личностное самоопределение можно определить как содержательное конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя как индивидуальные жизненные смыслы, так и пространство реального действования (М.Р.Гинзбург). Сензитивным периодом для профессионального и личностного самоопределения считают период ранней юности. Однако в большинстве случаев завершения процесса даже профессионального самоопределения на этом этапе не происходит, отмечается растянутость этого процесса во времени, что характеризуется впоследствии неудовлетворенностью своей профессией, ее сменой, поиском другой профессиональной деятельности.   

Сложившаяся на настоящий момент система профилизации для средней и старшей школ и психологического сопровождения процесса самоопределения не отвечает современным требованиям и не имеет настоящего системного характера со всеми взаимосвязанными  компонентами, подлежит расширению и совершенствованию и  должна охватывать весь период   обучения учащегося в образовательном учреждении с 1-го по 9 класс. Создание эффективно действующей системы предпрофильной и профильной подготовки должно осуществляться на базе наработанных элементов, которые будут действовать в режиме функционирования, а также введения инновационных элементов, которые начнут работать в режиме развития.

         Главным условием успешного  профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его мотивационно - потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания, социальная мобильность, чувство ответственности и личностной перспективы, эмоциональная развитость, стремление к познанию,  рефлексивность, критическое мышление, социальный оптимизм, иными словами, те качества, которые должны быть сформированы у учащегося на выпуске из школы.

Поэтому работа по подготовке  к  выбору будущей профессии является органичной частью всего учебно-воспитательного процесса и начинается с начальной школы. Формирование профессиональных намерений учащихся проходит в несколько этапов, каждый из которых обусловлен психологическими особенностями, присущими данному возрасту, а также наличием социального опыта и  степени информированности ребенка. В соответствии с этим программа профилизации  и психологического сопровождения  процесса профессионального самоопределения состоит из 3 блоков, каждый из которых является продолжением (дополнением) предыдущего, а так же может быть использован самостоятельно.

 1 блок - знакомство с профессиями  для учащихся начальных классов, выявление склонностей, диагностика общих и специальных способностей (1-4 классы).

         2 блок - профессиональная ориентация для учащихся средних классов, предпрофильная подготовка, формирование готовности к выбору определенного профиля  (5-9 классы).

Блок работы с учащимися начальной школы включает в себя:  циклы внеклассных мероприятий, направленных на практическое знакомство с профессиями (просмотр видео фильмов, встречи с родителями, тематические вечера, экскурсии), психологические опросы по выявлению общих знаний о профессиях, раннюю диагностику общих и специальных способностей  учащихся. Со 2 класса  можно использовать систему дополнительного образования для ознакомления с профессиями.

         При переходе учащихся из начальной школы в среднее звено (второй блок работы) происходит изменение их интересов во всех сферах, что вызвано сменой ведущей деятельности и подъемом личностной активности в этом возрасте. Работу по профессиональной ориентации в среднем звене необходимо конкретизировать и разнообразить одновременно,  добавив в нее возможность, попробовать свои силы в разных видах деятельности (кружки, факультативы, спецкурсы и секции в системе дополнительного образования школы и вне ее). Для учащихся старших классов  среднего звена  вводятся элективные курсы.

   Кадровое обеспечение программы.  В реализации программы принимают участие: 

администрация школы - осуществляет планирование, общее руководство, мониторинг  и контроль за выполнением программы;

классные руководители - проводят тематические классные часы, встречи и экскурсии;

учителя предметники – осуществляют ознакомление  с профессиями, используя интегрирование их в предметное содержание дисциплины;

библиотекарь – осуществляет информационное и методическое обеспечение.

Ожидаемые результаты Программы развития.

Поскольку школа, прежде всего, реализовывает цель развития и воспитания  личности,  то в качестве результатов рассматривается модель выпускника школы на каждой ступени обучения как главный целевой ориентир. Согласно образовательному Госстандарту второго поколения надлежит  выделить три группы результатов.

Личностные результаты обучающихся - ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Метапредметные  результаты обучающихся - освоенные учащимися при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые, как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты - усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.

 

Образ выпускника I ступени – начальной школы.

Личностные результаты. Восприятие и понимание таких ценностей, как Семья, Школа, Учитель, Родина, Природа,  Дружба,  Уважение.  Активность, прилежание, устойчивый интерес к познанию. Умение слушать и говорить, соблюдая нормы.  Сформированность первичных навыков саморегуляции.

Метапредметные результаты.  Правильная оценка своих действия и поведения одноклассников, понимание проблемы, цели. Осуществление выбора заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе. Наличие первичных знаний, понятий о сферах профессиональной  деятельности человека. Готовность к обучению в основной школе и системе предпрофильной подготовки.

Предметные результаты. Знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемых в начальной школе предметов.  области знаний Информационная компетентность. Умение осуществлять поиск информации, задавать вопросы, излагать сущность, аргументировать.

 

Образ выпускника II ступени- основной школы.

Личностные результаты. Восприятие и понимание таких ценностей,  как Человек, Индивидуальность, Труд, Общение,  Коллектив,  Доверие,  Выбор. Овладение методами самообразования и самовоспитания. Умение отстаивать свою точку зрения. Овладение навыками неконфликтного общения в различных ситуациях. Соблюдение регламента. Раскрытие терминов и причинно – следственных связей.

Метапредметные результаты.  Умение определять недостаточный и полный объем информации (пользуясь несколькими источниками), выявлять несовпадения в сведениях, предлагать свои идеи решения проблем. Умение ставить задачи адекватные цели,  планировать, проводить и анализировать творческие проекты. Коммуникативная компетентность. Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей. Осознанная потребность к обучению в профильной школе.

Предметные результаты. Знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой в средней  школе  области знаний. Информационная компетентность. Умение осуществлять поиск информации, задавать вопросы, излагать сущность, аргументировать.

 

V. Критерии, показатели и методы изучения, анализа и оценки

результатов реализации Программы

 

Для изучения эффективности функционирования образовательной программы целесообразно использовать следующую совокупность критериев, показателей и методов исследования:

Критерии

Показатели

Методы и методики

 

Личностная компетентность выпускника

 

1.Внутренняя мотивация к учению.

2.Социальная мобильность.

3. Чувство ответственности.

4.Эмоциональная развитость.

5.Рефлексивность.

6.Информационная компетентность.

7.Коммуникативная компетентность.

8.Готовность к профессиональному выбору.

9.Соответствие профессиональных предпочтений личностным качествам учащегося

 

-Тест направленности обучения Ильиной.

-Опросник социально-психологической адаптации К.Рожджерса и Р.Даймонда.

-Тест определения локуса контроля Д.Роттера.

- Тест определения коммуникативных и организаторских склонностей  (КОС-2).

- Опросник ДДО.

-«Карта интересов» Е.П.Климова

- Тест диагностики профессиональных предпочтений Д.Голланда

 

Самоактуализи-

рованность личности выпускника

1. Ценностные ориентации учащихся.

2. Потребность в достижении успеха.

3. Наличие адекватной положитель-ной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

4. Наличие достижений в одном или нескольких видах деятельности.

5. Адекватность, устойчивость и осознанность профессионального выбора.

- Диагностика ценностных ориентаций М.Рокича.

- Определение мотивации успеха Элерса.

- Тест определения уровня самоактуализации Э. Шострома.

 - Тест определения навязанности профессионального выбора А.К.Тихомирова.

 

 

 

 

Удовлетворен-ность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятель-ностью в образователь-ном учреждении

1. Удовлетворенность педагогов содержанием организации и условия-ми трудовой деятельности, взаимо-отношениями в школьном сообществе.

2. Комфортность, защищенность личности учащихся, их отношение к остальным сторонам жизнедеятель-ности в школе.

3.Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в коллективе.

4.Удовлетворенность участников образовательного процесса системой предпрофильной и профильной подготовки.

3.      

-Методика

Е.Н. Степанова "Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеяте-льностью в образовате-льном учреждении".

-Методика А.Андреева "Изучение удовлетво-ренности учащихся школьной жизнью"

-Методика Е.Н.Степанова "Изучение удовлетво-ренности родителей работой школы"

-Анкета по удовлетворенности системой профильной и предпрофильной подготовки.

 

Исследования проводятся среди учащихся 4-х, 9-х классов. Для учащихся начальной школы целесообразно проводить стандартизированное наблюдение, разработанные анкеты для родителей. Для учащихся среднего звена приведенные в таблице методы.

VI. Стратегия и тактика перехода к новому состоянию

Этапы реализации программы:

I этап – аналитический (2010-2011). Поскольку сама предпрофильная подготовка существует в школе достаточно давно, но не сложена в органичную взаимосвязанную систему необходимо  проведение анализа всех образовательных и воспитательных программ образовательного учреждения на предмет наличия в них  профориентационных составляющих,  социологического опроса всех  субъектов образовательного процесса по определению заказа на предпрофильные, профильные и специальные курсы. Содержанием данного этапа и будет являться указанный анализ. На данном этапе также анализируется подбор факультативных занятий в соответствии с анализом рынка труда,   с учетом перспективы востребованности   профессий в будущем. Строится  комплексная модель  предпрофильной подготовки учащихся, определяются механизмы ее функционирования и взаимодействия, формы и методы  мониторинга и контроля за ходом ее выполнения и достижения ожидаемых результатов. Конкретизируется  модель выпускника.

2 этап – практический (2011-2014).  На этом  этапе  происходит расширение содержания программы, подбор и введение новых элементов, отрабатываются  механизмы взаимодействия всех субъектов системы, проверяются формы контроля,  определяется соответствие полученных результатов ожидавшимся, проводится  необходимая корректировка всех звеньев программы.

3  этап – обобщающий (2014-2015). На этом этапе происходит обработка и интерпретация данных за 2010-2014 гг. Сопоставление результатов реализации программы с поставленными целями и задачами. Распространение опыта. Определение путей дальнейшего развития школы.  

VII. Ресурсное обеспечение Программы развития

 Кадровое.  Реализация компетентностного подхода в системе предпрофильного обучения требует совершенствования в овладении учителей технологиями, обеспечивающими  реализацию индивидуальных образовательных траекторий: проектной,  информационно – коммуникационными, разработки программ курсов по выбору и элективных курсов предпрофильной подготовки.  В целом можно отметить, что качество проведения уроков в ос­новном соответствует  требованиям к хорошему и отличному уроку. Оно обеспечивается  за счёт тщательного тематического и поурочного планирования, внедрения современных технологий обучения и ответ­ственного отношения к работе.

Большинство учителей освоили образовательные технологии, спо­собствующие повышению качества образования и уменьшению на­грузки на учащихся. В основном используются элементы новых педа­гогических технологий, ИКТ, что способствует повышению мотивации учащихся.

Были созданы условия для профессионального роста педагогов: 100% учителей прошли курсовую подготовку по направлениям Программы развития на базе ВОИКиПРО. 

Тем не менее, совершенствование образовательной среды требует постоянного повышения уровня квалификации педагогов.

За время реализации настоящей программы предполагается:  

– повышение квалификации преподавателей в  ВОИКиПРО; подготовка и прохождение аттестации кадров;

– самообразование

– участие в семинарах районного, муниципального уровней;

– обобщение опыта работы педагогов школы;

– электронное представление  опыта школы на постоянно действующем сайте;

– обмен опытом с  педагогами школ  района, города, области;

Организационное. Назначены ответственные за реализацию основных направлений Программы развития. Руководителями проектов являются заместители директора по УВР, педагоги первой квалификации. Разрабатывается система диагностики контрольных параметров программы развития.

Материально- техническое.

Для успешной реализации программы необходимо:

  -Завершение работы по созданию внутренней локальной сети.       

    - Постоянное обновление интерактивного   сайта  школы Zaton-74.narod.ru.

Реструктурирование системы управления. Необходимость оптимизации системы управления школы продиктована как объективными  законами, так и субъективными проблемами, показанными в проблемно - ориентированном анализе. Дополнительные возможности оптимизации структуры управления создает работа Попечительского совета, членами которого являются выпускники, родители выпускников.

Реализация функций управления должна относиться к каждому члену  коллектива образовательного учреждения. Поэтому методы и формы решения управленческих задач выбираются такими, чтобы, как можно большее число участников образовательного процесса было вовлечено в управление (выявление проблем, возникающих в ходе реализации Программы развития, анализ их причин, поиск способов решения, реализацию инновационных проектов). Механизмом, обеспечивающим обозначенную позицию, являются нормативно-правовые акты внутришкольного уровня.

Оптимизация системы внутришкольного управления связана с развитием проектно-программной структуры управления. Перечень конкретных мероприятий по каждому проекту представлен в разделе Приложения 1, 2.

Открытость деятельности школы обеспечивается системой отчётности образовательного учреждения:  аттестация   и   аккредитация   школы,   дни   открытых дверей, отчёты руководителей программ, проектов, директора школы, открытый сайт школы.

 

VIII. Результаты  мониторинга  реализованного этапа программы

 

         Анализ, проводимый в начале  первого аналитического этапа программы, показал, что для   реализации ее содержания имеется основательно подготовленная база. В школе применяются разнообразные технологии, некоторые из них используются  на всех ступенях обучения: использование игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.

В начальной школе используются технологии: разноуровневого и развивающего обучения на уроках, решения изобретательских задач здоровьесберегающие технологии.

В основной школе:  разноуровневое обучение (математика, физика, информатика),  технология развития общеинтеллектуальных умений на уроках русского языка, технология решения многоуровневых задач (учителя математики), информационно-коммуникационные технологии.        

В инновационной деятельности школы задействовано 80% педагогического коллектива.  Инновационные технологии активно внедряются в образовательный процесс. Эффективное использование в школе современных образовательных, в том числе информационно – коммуникативных технологий, позволяет реализовывать потенциал личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Учителя и учащиеся пользуются услугами Интернета.

         Воспитательная система школы создает широкий спектр возможностей для самоопределения и самореализации, учащихся во всех сферах школьной жизни и окружающего социума. Создано ученическое самоуправление, отделы: печати и информации, культуры и творчества, дисциплины и порядка,  спорта и здоровья.       

 
Hosted by uCoz