Принята

на методическом совете

МОУ Затонская ООШ

от «25» августа 2011г.

Протокол № 13

 

 

Рассмотрена

Советом Школы

от «25» августа 2011г.

Протокол №7

 

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МОУ Затонская ООШ

от «01» сентября 2011г. 68

Директор школы:______________

                           Жигарева Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

Основная образовательная программа

основного общего образования

муниципального общеобразовательного учреждения

Затонская основная общеобразовательная школа

Воробьевского муниципального района

Воронежской области

на 2011-2016 годы

 с.Затон

2011 год

 

 

Пояснительная записка

 

        Образовательная программа основного общего образования МОУ Затонская ООШ является основным нормативным документом в осуществлении учебно-воспитательного процесса, реализация которого ведет к достижению целей обучения и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования.

        Настоящая образовательная программа включает в себя следующие разделы:

1.Пояснительная записка.

2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного  общего образования.

3.Система оценки  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего  образования.

4.Программы отдельных учебных предметов, курсов.

5.Программа воспитания и социализации обучающихся.

6.Учебный план основного общего образования.

   Школа реализует общеобразовательные программы основного общего   образования на базовом уровне. Нормативный срок освоения программы – 5 лет.   Данный нормативный документ разрабатывается педагогическими работниками совместно с общешкольным родительским комитетом, согласовывается с Советом школы  и утверждается на заседании расширенного методического совета школы в начале учебного года. В нем оговорены все особенности организации учебно-воспитательного процесса, поэтому при организации своей деятельности им должны руководствоваться все участники образовательного процесса.

Реализация образовательной программы  основного общего образования  ведет к достижению следующих целей:

    обеспечить личностное самоопределение учащихся – формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей обучающихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. Достижение уровня функциональной грамотности на основе успешного освоения образовательных областей и дисциплин базисного учебного плана в соответствии с Государственным стандартом, подготовка к продолжению образования профессиональной или общеобразовательной школе. 

Исходя из поставленных целей, формируются следующие группы задач:

 > Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требо­ваниям:

·        развитие самостоятельности мышления, способности к саморазвитию и самообразованию;

·        обеспечение условий, учитывающих индивидуально-личностные особенно­сти обучающегося;

·        создание творческой атмосферы в школе путем организации, элективных курсов, спортивных секций,кружков;

·        формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельно­сти;

> Формировать творчески работающий коллектив педагогов:

·        организовать изучение, внедрение и совершенствование технологии и ме­тодик диагностики качества образования;

·        продолжить учебу педагогов по использованию информационных техно­логий в образовательном процессе.

Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы

основного общего образования.

Содержание образования на второй ступени  является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной школе, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

Содержание обучения в 5-6 классах реализует  принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию обучающихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы.

В процессе освоения содержания основного общего образования создаются условия для формирования у обучающихся умения организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

Изучение систематических курсов естественнонаучных (физика, химия, биология) и общественных (география, история, обществознание) дисциплин нацелено на формирование у обучающихся умения объяснять явления действительности, выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, выявлять причинно-следственные связи, оценивать их значимость.

Для формирования у обучающихся умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей вводятся систематические  курсы литературы,  истории и обществознания, искусства, продолжается изучение иностранного языка.

            Для усвоения обучающимися ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыков сотрудничества способствуют все учебные предметы, и в большей степени русский язык, математика, информатика, иностранный язык и основы безопасности жизнедеятельности.

В основной школе, с одной стороны, завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам, а с другой -  создаются  условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения на  старшей ступени или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного общего среднего (полного) образования.

В 9 классе проводится предпрофильная подготовка, заключающаяся в следующем:

1) информационная и профориентационная работа, включающая:

- знакомство школьников с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9 класса, изучение их образовательных программ, условий приема, посещений этих учреждений;

 - психолого-педагогическая      диагностика,       анкетирование      и консультирование 9-классников;

2)     курсы по выбору (курсы предпрофильной подготовки), которые
способствуют:

-     расширению знаний учащихся по той или иной образовательной области;

-     самоопределению   учащихся   относительно   профиля   обучения   в старшей школе;

-     формированию интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю.

 

Планируемые результаты освоения

основной образовательной программы основного  общего образования.

 

 Под ожидаемым результатом реализации образовательной программы, в целом, понимаются позитивные изменения в личности учащихся, на которые ориентирована данная образовательная программа.

В результате реализации данной образовательной программы в школе  будут созданы условия, обеспечивающие комфортное пребывание в ней учащихся с различными запросами и уровнем подготовки, позволяющие им подготовиться к адаптации в условиях рыночных отношений и социальных изменений. В школе учащиеся смогут получить общие знания базового уровня, которые в дальнейшем будут затребованы обществом, так и те, кто будет образовывать так называемый средний класс.

Образовательная программа ориентирована на приближение к образу ученика 21 века, сформулированному в национальной инициативе «Наша новая школа» и Стандартах образования нового поколения, ориентированных на воспитание деятельностной, компетентностной, сознательной личности.

 

Формы учёта и контроля планируемых результатов

освоения  программы основного общего образования:

 

Контролируемый результат

Формы учёта и контроля

Результаты освоения программ учебных предметов

Обязательные формы текущей аттестации обучающихся 5 – 8 классов и итогового контроля осуществляются в соответствии с  Уставом МОУ Затонской ООШ, Положением о промежуточной аттестации обучающихся.

В начале и в конце учебного года, после первого полугодия проводятся административные контрольные работы в 5-9 классах по математике и русскому языку.

  Техника чтения проверяется 2 раза в год в 5 – 7 классах

  Обязательные формы текущей аттестации обучающихся  9 класса и итогового контроля осуществляются в соответствии Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений РФ, Положением о промежуточной аттестации обучающихся.

1.В течение года проводятся тематические и комплексные работы по плану ВШК.

2.В 4 четверти проводятся репетиционные экзамены по математике и русскому языку в формах, реализуемых в текущий момент.

3.В период государственной аттестации обучающиеся сдают 4 экзамена в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений РФ: два обязательных (русский язык и математика) и два по выбору.

Элективные курсы

Оценка деятельности в элективных курсах осуществляется в форме зачёта по решению педагогического совета.                 ( Протокол №1 от 2.09. 2005г.)

Духовно-нравственное развитие

 Анкета «Что значит быть гражданином?», методика Казанцевой «Отношение к предметам»,  методика «Мой круг общения» (Т.Ю.Андрущенко), анкета «Мои родители», методика М.И.Шиловой (по изучению уровня воспитанности),  методика диагностики родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столина).

Здоровье

Анонимное анкетирование по изучению распространения вредных привычек.

Мониторинг физической подготовленности, заболеваемости, пропуск уроков по болезни, распределения детей по группам здоровья. Количество мероприятий классного, школьного, муниципального, регионального уровня по программе. Динамика участия в спортивных соревнованиях и акциях. Динамика вовлечения детей и родителей в спортивно-оздоровительную работу. Травматизм. Инвалиды. Мероприятия по совершенствованию МТБ для создания безопасных условий. Наличие странички сайта.

Альтернативные формы учёта

1.Портфолио достижений ведётся по желанию обучающегося, служит основанием для участия в школьном конкурсе портфолио и обеспечивает оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся.

Обучающиеся, имеющие отметки «5» по всем предметам за четверти, год, награждаются похвальным листом «За отличные успехи в учении».

По итогам учебного года решением педсовета и ученического самоуправления обучающиеся награждаются грамотами администрации за хорошую и отличную учёбу, за активную общественную работу, за участие в спортивной жизни школы.

Победители и призёры школьного этапа предметных олимпиад, конкурсов награждаются грамотами, дипломами.

 

Модель выпускника основной школы:

На ступени основной школы: социокультурную составляющую модельных характеристик выпускника определяют особенности гражданского общества. В нем актуальны:  жизненная концепция, базирующаяся на принципах индивидуальности и нестандартности; умение действовать самостоятельно, а значит, осуществлять выбор; быть то­лерантным, воспринимать и уважать другие культуры; создавать планы (программы, проекты) собственной жизни, в которых реализуется принцип социальной ответственности; умение организо­вать самообразование; умение пользоваться информацией и вовлеченность в современную информационную культуру; понимание основ современной куль­туры; владение этнокультурной традицией и историческим кругозором. Специфика социально-экономических отношений, в которых предстоит действовать выпускнику, предполагает наличие совокупности качеств, делающих выпускни­ка конкурентным: экономическую и правовую готовность к действию; ориента­цию на измеряемый и объективный результат; способность конкретизировать проблему, анализировать риски принимаемых решений; лидерство как ком­плекс качеств, направленных на действия в рыночных условиях. 

В результате  деятельности школа должна иметь достаточно высокий уровень общественного престижа и  превратиться в школу,  включающую сообщество учителей, способных принимать управленческие решения; обучающихся, имеющих широкие возможности получения качественного образования и достаточного уровня сформированности навыков самоопределения  и самореализации; родителей, активно участвующих в организации и управлении образовательным процессом.

 Конечные ожидаемые результаты: 

-   становление образовательной системы,  оптимально сочетающей научную специализацию в преподавании учебных предметов с приобщением обучающихся к миру духовных и нравственных ценностей;

-   действенная  система органов общественного управления школой, расширяющая социальное партнерство и участие обучающихся в проектировании и самоуправлении школой;

-   функционирующее открытое (демократичное) пространство,  учитывающее возможности и потребности каждого участника образовательного процесса и формирующее механизмы личностной и гражданской зрелости обучающихся;

-   обеспечение организационно-педагогических условий для сохранения, укрепления, восстановления здоровья обучающихся школы и формирования навыков ЗОЖ на принципах социального партнерства.

-   построение  учебно-воспитательного процесса на основе эффективных здоровьесберегающих образовательных технологии, отличающихся гибкостью, вариативностью, открытостью и компетентностной  направленностью.

     Система оценки  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего  образования.

 

Основным показателем  качества образования  на уровне школы является положительная динамика (или стабилизация) индивидуальных учебных и общественных достижений каждого обучающегося.

Для оценки собираются  данные в соответствии с показателями-индикаторами, включающие:

-   отчеты классных руководителей, учителей-предметников.

-   результаты анкетирования обучающихся, родителей, учителей;

-   результаты  государственных экзаменов, итоговых  контрольных работ и срезов;

-   педагогические наблюдения и т.д.

Объекты в системе оценки результатов образовательной деятельности:

-Качество освоения программ по учебным предметам.

-Обеспечение доступности качественного образования.

-Состояние здоровья обучающихся.

-Отношение к школе выпускников, родителей, местного сообщества.

-Эффективное использование современных образовательных технологий.

-Создание условий для внеурочной деятельности учащихся и организации дополнительного образования.

-Обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса.

-Участие в районных, региональных, федеральных конкурсах, смотрах.

 

Управление реализацией программы.

 

           В школе постоянно совершенствуется деятельность управления. В реализации программы участвуют администрация, учителя, функциональные обязанности которых определены должностными обязанностями. Совет школы также является участником реализации образовательной программы. Традиционные внутришкольные семинары составляют основу методического обеспечения программы. Школа несет ответственность перед родителями обучающихся и учредителем за выполнение своей образовательной программы.

 

 

 

 ПРОГРАММЫ

ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ.

 ПРОГРАММА

     воспитания и социализации

обучающихся

   

с. Затон

2011 год

 

  

Содержание:

            Пояснительная записка.

1.      Цель, задачи и принципы программы.

2.      Основные направления воспитательной деятельности.

3.      Содержание, виды деятельности и формы занятий.

 4.   Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся.

     5.   Этапы реализации Программы.

     6.   Основные формы организации педагогической поддержки социализации        обучающихся и их родителей.

7.   Критерии и показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в рамках программы воспитания и социализации обучающихся.

8.    Методика и инструментарий мониторинга.

     9.    Планируемые результаты программы воспитания и социализации обучающихся.

 

Пояснительная записка

Проблема развития сельской школы в современных условиях сложна и объёмна. Социально-экономическая ситуация современного сельского социума ведёт к уменьшению числа обучающихся, увеличению количества малокомплектных  школ, отток молодых специалистов в другие сферы деятельности. Микросоциум (т. е. сельские жители), с одной стороны притязают на более высокий уровень образования и воспитания на селе, с другой - очень высокой пассивностью и слабой поддержкой сельской школы. Задача школы – воспитание человека – остаётся во все времена актуальной, а решение её – противоречивым, поэтому организация воспитательного процесса становится более значимой.  

     В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит в конечном счете состояние общественного сознания и общественной жизни.

  Воспитательная парадигма школы требует от учителей максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

    К настоящему времени в школе создана целостная воспитательная система, посредством которой реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса.

   В школе созданы условия для полноценного осуществления внеурочной работы с обучающимися:

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств.

Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенные учебные программы, участие детей в олимпиадах, – все это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ  Затонская  ООШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях», Федеральным Законом «Об образовании РФ», Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре» и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.

Программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства воспитания и социализации обучающихся и является документом, определяющим воспитательную деятельность школы.

1.      Цель, задачи и принципы программы.

Данная Программа имеет несколько составляющих. Они выходят на развитие личности, учитывая возрастные особенности детей. 

Цель Программы:

Создание условий для развития ценностных ориентиров на основе разнообразной, творческой, эмоционально-насыщенной деятельности.

Задачи Программы:

Ø     Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России;

Ø     Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие им навыков ЗОЖ, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;

Ø     Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности. Совершенствование системы воспитательной работы в школьном коллективе;

Ø     Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей, правовая и экономическая защита личности ребёнка.

Принципы построения воспитательной работы.

1. Принцип открытости.

2. Принцип привлекательности будущего дела.

3. Принцип деятельности.

4. Принцип свободы участия.

5. Принцип обратной связи.

6. Принцип сотворчества.

7. Принцип успешности.

 

Задачи в области формирования личностной культуры:

 

·           формирование способности к духовному развитию;

·           укрепление нравственности;

·           формирование основ морали;

·           формирование основ нравственного самосознания личности (совести);

·           принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

·           формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·           формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

·           формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;

·           развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

·           осознание младшим школьником ценности человеческой жизни;

·           формирование нравственного смысла учения.

·            

Задачи в области формирования социальной культуры:

 

·           формирование основ российской гражданской идентичности;

·           пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

·           формирование патриотизма и гражданской солидарности;

·           развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

·           укрепление доверия к другим людям;

·           развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

·           становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

·           формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям;

·           формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

·            

Задачи в области формирования семейной культуры:

 

·           формирование отношения к семье как к основе российского общества;

·           формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

·           знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Таким образом, цель программы направлена на создание модели выпускника основной школы.

 

 

Модель выпускника основной школы:

 

Выпускник – это человек, гражданин общества, страны, мира, обладающий высокой политической и демократической культурой, а именно:

          человек, имеющий уровень образования, адекватный современным требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности;

          семьянин, являющийся одновременно умным, любящим и уважительным супругом, родителем, сыном или дочерью, способный воспитать достойных членов общества;

          человек, свободный в выборе мнений, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества, уважающий свободу выбора и права других людей;

          личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры и потребность в здоровом образе жизни, культуры труда, культуры эмоций и чувств, интеллектуальной культуры и культуры отношений.

2.        Основные направления воспитательной деятельности

Процесс социализации  по своей природе тотален (происходит постоянно и воздействует на человека во всех отношениях). Поэтому назначение Программы социализации – привнести в этот процесс  вектор направляемой и относительно социально контроли­руемой социализации и этим помочь молодому человеку понять, как он сам может управлять своей социализацией в дальнейшем, сознательно выстраивая  собственный баланс между своей адаптированностью к обществу (имеется в виду мера со­гласованности самооценок и притязаний человека с его возможностями в  реалиях наличной  социальной среды) и обособленностью от общества (имеются в виду ценностная, психологическая, эмоциональная и поведенческая автономии личности).

Программа воспитания и социализации обучающихся реализуется по следующим направлениям:

1)      Духовно-нравственное развитие и воспитание;

2)      Формирование экологической культуры;

3)      Культура здорового и безопасного образа жизни;

4)       Социализация и профессиональная ориентация обучающихся.

По каждому направлению разработана программа, которая содержит цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания. В каждой программе приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися, определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данной программы.

 

3.        Содержание, виды деятельности и формы занятий

по программе воспитания и социализации обучающихся.

 

Содержание программы воспитания и социализации обучающихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

Каждое направление представлено в виде Программы, которая содержит цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждой Программе определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты.

 

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ    (ПРИЛОЖЕНИЕ)  

 

 

Направление 1. Духовно-нравственное воспитание.

 

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью Программы является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе общечеловеческих ценностей, патриотических и культурно-исторических традиций России.

Задачи Программы:

  1.  Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, культуре, обычаях.
  2. Воспитывать у учащихся любовь к родному городу как малой Родине.
  3. Формировать у школьников гражданско-патриотическое сознание, способствовать развитию чувства сопричастности судьбам Отечества и ответственности за будущее России.
  4. Способствовать формированию личности учащихся, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа и имеющей сознательную и нравственную позицию.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

 

Виды деятельности:

Реализация Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся осуществляется в следующих видах деятельности:

- урочная деятельность (на уроках литературы, истории, искусства, культуры общения)

- внеурочная деятельность (проведение внеурочных воспитательных мероприятий, согласно плана воспитательной работы школы; работа кружков «Соловушка», «Компьютоша»,курс «Основы православной культуры»)

- внешкольная деятельность (внешкольные мероприятия: экскурсии, десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, районные и областные мероприятия, которые организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства.

 

      Формы занятий:

1.    Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;

2.    Лекции, семинары, практикумы (в старших классах);

3.    Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения;

4.    Проведение праздников и мероприятий;

5.    Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);

6.    Исследовательская деятельность учащихся;

7.    Экскурсии;

8.    Организация выставок;

9.    Тематические и творческие вечера;

10.    Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

11.    Родительские собрания на духовно-нравственные темы;

12.    Лекторий для родителей;

13.    Вечера вопросов и ответов;

14.    Выставки, конкурсы;

15.    Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

16.    Информационные стенды для родителей, выставки детских работ;

17.    Совместно организованные с родителями праздники.

Планируемые результаты:

 

В школе создана система духовно-нравственного воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека.

В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:

§      ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

§      знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

§      опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

§      опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

§      опыт социальной и межкультурной коммуникации;

§      знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

 

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ)

 

Направление 2. Формирование экологической культуры.

Экологическое  воспитание школьников МОУ Затонская ООШ осуществляется в соответствии с Программой экологического развития и воспитания обучающихся и включает следующие   направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.

Цель:  способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитание гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания, создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.

 

Задачи:

 

 

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

 

Виды деятельности:

- предметная – на уроках биологии (раздел «Основы экологии»); 

- межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация      принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;

- внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:

- классные тематические часы;

- экологическая работа в системе научных обществ; 

- исследовательская работа (проектная деятельность);

- экологические праздники и мероприятия;

- участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;

- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;

- походы и экскурсии. 


Формы занятий:

1.Общешкольные творческие дела.

2. Акции.

3. Экскурсии.

4. Походы.

5. Конференции.

6. Экологические игры, классные часы.

7.  Работа с семьёй (родительский всеобуч, спортивные соревнования, походы выходного дня).

 

Планируемый результат:

Планируемый результат реализации Программы экологического воспитания -  свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере - социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.

 

 

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО

И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ПРИЛОЖЕНИЕ)

 

          

Направление 3. Культура здорового и безопасного образа жизни.

 

Критическое ухудшение здоровья детей и подростков, всего населения – одна из основных проблем современной системы образования. Сложившаяся ситуация является следствием влияния многих неблагоприятных социально-экономических факторов, итогом нерешенных педагогических проблем в области сохранения и укрепления здоровья школьников, педагогов, родителей.

Цель программы: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса.

 

Задачи:

- внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

- воспитание у педагогов и учащихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- формирование у педагогов и обучающихся основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью;

- непрерывное профессиональное самообразование, накопление банка данных по методологической, диагностической деятельности физкультурно-оздоровительной направленности;

- пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;

-  изменение ценностного отношения к вредным привычкам и формирование личной ответственности за свое поведение;

- повышение уровня правовых знаний, касающихся ответственности несовершеннолетних и их родителей за хранение, распространение и применение наркотических и психотропных веществ;

- обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

 

Ценности: спорт, здоровый образ жизни.

 

Виды деятельности:

- урочная деятельность (уроки физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности)

 

-внеурочная деятельность (классные часы, беседы, спортивные соревнования; спортивные  секции: «Баскетбол», «Волейбол»; мониторинг здоровья школьников; информационно-просветительская работа)

 

-внешкольная деятельность (районные и областные спортивные мероприятия).

Формы занятий:

1.      Дни здоровья;  уроки здоровья; спортивные викторины, беседы;

2.      Массовые спортивно-оздоровительные мероприятия;

3.      Участие в районных спортивных мероприятиях;

4.      Работа с родителями с приглашением специалистов сферы здравоохранения, из милиции, психологической службы;

         

       Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся 5-9 классов.

 

·        Использование  в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий;

·        сознательное отношение личности к своему здоровью и здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек, исключение употребления ПАВ;

·        наличие у обучающихся основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью;

·        повышение общей культуры в направлении сохранения и развития физического здоровья;

·        повышение уровня общей физической активности;

·        наличие  банка данных по методологической, диагностической   деятельности физкультурно-оздоровительной направленности;

·        сформированность позитивного образа «Я» подростков, что существенно снизит конфликтность и расширит социальные связи детей.

Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся 8-11 классов.

 

 

ПРОГРАММА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Направление 4. Социализация и профессиональная ориентация обучающихся.

 

Профессиональная ориентация школьников на ступени основного общего образования является одной из основных образовательных задач общеобразовательного учреждения и одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы ступени основного общего образования, обеспечивающим сформированность у школьника:

·        представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;

·        универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать (самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;

·        общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона в котором школьник живет и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике региона и страны;

·        способности осуществить осознанный выбор выпускником основной школы профиля обучения на старшей ступени основного общего образования или (и) будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки.

Цель Программы:

 

Приобретение обучающимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии; планирование своего профессионального пути; формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и состояние здоровья с требованиями выбираемой профессии; содействие личностному развитию.

Задачи:

1.    Актуализация процесса профессионально самоопределения учащихся благодаря специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

2.     Помощь учащимся в формировании собственной позиции к миру профессий, рынку труда, создание на её основе портфолио достижений, выбор маршрута профессионального становления.

3.     Активизация и развитие процесса самопознания личности учащихся с целью ориентации на адекватный профессиональный выбор.

4.    Развитие у учащихся способностей к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

5.    Формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом.

 

Ценности:

1.   Жизненное самоопределение – выбор человеком стиля и образа жизни. Оно характеризуется определённостью образа и стиля жизни в зависимости от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды, от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

2.   Личностное самоопределение – нахождение человеком самобытного образа «Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.

3.   Профессиональное самоопределение – готовность рассматривать себя развивающимся во времени и находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

 

Виды деятельности:

- урочная деятельность (учебный предмет «Культура общения»)

- внеурочная деятельность ,элективные курсы; исследовательские и социальные проекты, эксперименты, практики и практикумы, экскурсии и др.)

Формы занятий:

1.        Работа в рамках учебных занятий.

2.        Классные часы по данной направленности.

3.        Работа в метапредметной или надпредметной области – кружки, секции.

4.        Профориентационные уроки по планам.

5.        Профориентационные беседы.

6.        Экскурсии.

7.        Встречи с выпускниками школы разных лет, студентами высших и средних учебных заведений.

 

Планируемые результаты реализации программы профессиональной ориентации обучающихся «Путь к профессии».

 

 

-   Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о интеллектуальных способностях, темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

 

-   Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные психологические и физиологические особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

 

 

Все Программы  дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

 

4.Формы индивидуальной и групповой организации

профессиональной ориентации обучающихся.

 

Во внеурочных пространствах школы основным реализуемым содержанием образования программы социализации и профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования становятся компетентности (универсальные и специальные), позволяющие учащимся научиться проектировать индивидуальные образовательные программы, делать осознанный выбор будущей программы профессиональной подготовки и образовательного пространства для ее реализации:

·        коммуникативная компетентность;

·        способность к адекватному самооцениванию;

·        оперативное и перспективное планирование;

·        отслеживание собственных успехов и неудач, корректировка в связи с этим собственных индивидуальных образовательных программ;

·        создание текстов для самопрезентации;

·        анализ и отбор информации на открытых информационных ресурсах (в том числе в сети Интернет) в соответствии с задачами индивидуальной образовательной программы и др.

Основные формы и методы работы с содержанием образования:

Ø     работа в рамках учебных занятий;

Ø     работа с учебными материалами вне учебных занятий;

Ø     работа в разновозрастных группах в рамках детских объединений школы, муниципалитета;

Ø     работа в пространстве расширенного социального действия – познавательные интернет-ресурсы, социальные познавательные сети, дистанционные образовательные программы и курсы;

Ø     профориентационные уроки;

Ø     профориентационные беседы;

Ø     выставки - их проведение целесообразно во время массовых мероприятий (профориентационных конференций, собраний, встреч, со специалистами и др.);

Ø     экскурсии как форма профориентационной работы дает возможность подросткам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами.

1.    Этапы реализации Программы

           I этапподготовительный (2011/2012 гг.)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

II этаппрактический (2012/2013, 2013/2014, 2014/2015 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

III этапобобщающий (2015/2016 гг.)

Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

5.  Основные формы организации педагогической поддержки

 социализации обучающихся и их родителей.

Одно из ключевых направлений реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является повышение педагогической культуры родителей.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Необходимо восстановление с учетом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы МОУ Затонская ООШ по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении педагогической поддержки социализации обучающихся основана на следующих принципах:

§        совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному воспитанию, формированию экологической культуры, здорового образа жизни и социализации обучающихся;

§        сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

§        педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

§        поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

§        содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

§        опора на положительный опыт семейного воспитания.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, собрание-диспут, родительский лекторий, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, и другие.

Формы психолого-педагогического просвещения родителей

Лекция: форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций.

Практикум: форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

Открытые уроки: цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

Индивидуальные тематические консультации: обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

- особенности здоровья ребенка;

- его увлечения, интересы;

- предпочтения в общении в семье;

- поведенческие реакции;

- особенности характера;

- мотивации учения;

- моральные ценности семьи.

Посещение семьи: индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни.

Родительское собрание: форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

ü     общешкольные родительские собрания проводятся четыре раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы;

ü     классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Родительские чтения: очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

 

 

  1. Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в рамках программы воспитания и социализации обучающихся.

 

Эффективность психолого-педагогической поддержки социализации учащихся может быть определена по сумме критериев, каждый из которых фиксирует ту или иную важную сторону этого процесса.

Одним из ключевых критериев следует считать степень развитости речевого общения подростков, что  предполагает: наличие большого запаса слов, образность и правильность речи; логич­ность построения и изложения высказывания; точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими слова­ми; умение выделять из услышанного существо дела; корректно ставить вопросы; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров.

Достаточно простого экспертного наблюдения за манерой поведения группы общающихся подростков, вслушивания  в используемую ими лексику,  чтобы понять, насколько они социально культурны, насколько усвоено ими пони­мание того, что взаимодействие – это  диалог, требующий терпимо­сти и к идеям, и к мелким недостаткам партнера, умения слушать и говорить, уважая собеседника.

Другим не менее важным показателем эффективности психолого-педагогических усилий воспитателей выступает степень развитости у учащихся  способности к конструктивному и продуктивному сотрудничеству в достижении общей цели. Сам выбор форм, в которых осуществляется трудовое взаимодействие подростков в той или иной коллективной деятельности (учебной, творческой, исследовательской и др.), есть исключительно чуткий критерий для оценки результатов социализации.

В современном российском обществе, как и во всех обществах, переживающих период быстрого и  резкого  социального расслоения,  усиления  миграционных процессов и роста криминалитета, подростково-молодежная среда  демонстрирует рост интолерантности, ксенофобии и  агрессивности, а с другой стороны – социального равнодушия к происходящему. Эффективная социализация помогает юному гражданину осознать  себя как социально ответственной личности с отчетливой общественной позицией. Отсюда – такой комплексный критерий, как толерантность подросткового сообщества, культуросообразность  его развития. Понятно, что комплексность этого критерия предопределена разнообразием тех площадок диалога, на которых формируется толерантность и которые сами нуждаются в целенаправленной психолого-педагогической поддержке. 

Как уже отмечалось, важнейшим результатом социализации является становление критически мыслящей, саморазвивающейся личности. Подросток, находящийся на этапе перехода в эту ответственно осознаваемую  им личностную автономию,  не может не иметь установки на самообразование, на самостоятельный поиск источников, помогающих ему расширять,  уточнять и – главное – усложнять (т.е. делать более объемными, многомерными) свои представления о самом себе и о мире. Такова природа еще одного из важнейших критериев – включенность подростков в процесс самообразования и наличие системы мер по психолого-педагогической поддержке и стимулированию этого процесса со стороны образовательного учреждения. 

Переход подростка к самообразованию есть не просто проявление тенденции к самостоятельности  в учении.  Этот шаг знаменует момент возникновения у него нового  отношения  к себе: потребность  в  экспертной оценке  своих достижений, повышение внутренней уверенности в своих умениях, личностное проявление и признание этого проявления  сверстниками и взрослыми; пробуждение активного взаимодействия и экспериментирования с миром  социальных отношений.

Именно поэтому закономерно выдвижение таких критериев, как степень развитости следующих направлений деятельности :

-         совместной распределенной учебной деятельности в личностно ориентированных формах (включающих возможность  самостоятельного  планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.);

-         совместной распределенной проектной деятельности, ориентированной на получение социально значимого продукта;

-         исследовательской деятельности в ее разных формах, в том числе осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими  людьми, тактики  собственного поведения;

-         творческой деятельности (художественной, технической и др. видах деятельности);

-         спортивной деятельности, направленной на построение образа себя, позитивное самоизменение.

-          

7.      Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

 

Поскольку предметом деятельности и главным субъектом Программы социализации является становящийся человек во всей его многомерности (личностно-индивидуальной, гражданской, социально-культурной и мн.др.), то мониторингу,  в идеале,  подлежат его жизнедеятельностные проявления в каждом из этих измерений. Эти проявления суть не что иное, как система его  отношений к самому себе, обществу и  природе. В интегрированном виде эта система отношений предстает перед воспитателями (учителями, родителями) и просто «чужими людьми»  в виде поведения человека в различных ситуациях.

Это очень важный момент: гражданская и личностная зрелость человека не имеет и не может иметь собственной, «независимой», шкалы оценок: оценивание всегда происходит в той системе  норм, которая принята в данном сообществе. Отсюда –  всё многообразие таких систем: они свои  у разных этносов,  конфессий, и т.д. Они разные и у разных людей.

Поэтому так важно при разработке Программы социализации условиться об исходной поведенческой матрице, которую участники образовательного процесса  принимают в качестве некоторого  стандарта приемлемости, своего рода ватерлинии, переход которой будет означать выход индивидуального поведения за пределы одобряемой общественным мнением легитимности.  Речь идет фактически  об установлении изначальных «правил игры» и об их доведении до главных ее субъектов – до самих обучающихся. Они должны не только знать и понимать мотивацию организуемого образовательным учреждением процесса их социализации, но и (сразу или постепенно) принять ее как свою собственную. Без субъектной включенности подростков в Программу, без становления их в качестве экспертов по мониторингу изменений, происходящих в их собственной социальной сфере, Программа полностью обесценится, а ее «реализация»  превратится в набор формальных мероприятий,  ведущим  к  результатам, прямо противоположным задуманным и дискредитирующим идею.

Таким образом, ход мониторинга Программы (а равно ее результаты и эффекты) должны оценивать обе группы ее участников: и сами подростки,  и взрослые (учителя, воспитатели, родители). При этом периодические открытые совместные обсуждения происходящих перемен (их глубины, характера, индивидуального и общественного значения и т.п.) следует рассматривать как важнейший элемент рефлексии программной деятельности. Собственно говоря, именно здесь и формулируются оценочные суждения, которые, по взаимному согласию, можно фиксировать либо в виде персональных характеристик, либо в качестве личных достижений для пополнения своего портфолио, либо в виде благодарностей, вынесенных не от имени администрации, а от имени всего детско-взрослого «программного сообщества».  Разумеется, речь при этом может идти исключительно о качественном оценивании  индивидуального «продвижения» каждого подростка  относительно самого себя; никакие «баллы», «проценты» и другие подобные измерители считаются неприемлемыми.

Здесь важно сделать существенную оговорку относительно ограничений и рисков,  относящихся к процессу мониторинга процесса социализации подростков. 

Главная из объективных причин таких ограничений и рисков  – уже упомянутая выше ограниченность и фрагментарность социального и социокультурного опыта подростков, порой  их полное незнание или искаженное представление о многих важных процессах, явлениях и событиях «большой» истории и культуры, принципах и механизмах, действовавших и действующих во «взрослом мире».

Важно понимать, что социальное  становление подростка происходит «здесь и сейчас», в его актуальном, реальном  жизненном пространстве, общение с которым еще не обогатило его ни критическим опытом освоения этого пространства: о нем  у него нет еще даже хотя бы тех элементарных знаний, которые школьники получают в старших классах. Их «заменяют», чаще всего, случайные, стихийно усваиваемые суждения родителей и друзей, образы, транслируемые СМИ, обывательские стереотипы и  предрассудки.

Поэтому в ходе мониторинга  Программы социализации необходим тщательный анализ этого «фона» –  без его учета невозможно определить ни степень, ни качество продвижения.  В противном случае неизбежен дисбаланс в деятельности многочисленных участников процесса  социализации  подростков и, как следствие, резкое снижение ее результативности и эффективности Программы в целом.   

К ограничениям и рискам следует отнести также особенности психологии подростков на ступени основного общего образования: они взрослеют стремительно и неравномерно.  В этом отношении, как известно, отмечаются существенные психологические, интеллектуально-познавательные и многие другие различия между возрастными группами 12-14 и 15-16 лет. Отсюда – требование к максимальной индивидуализации всех видов деятельности, предусматриваемых данной Программой,  недопустимость предъявления подросткам завышенных ожиданий и общения с ними на  еще недоступном им «языке».

При этом ясно, что, видя  свой стратегический результат в  социально активном,  личностно ответственном,  культурном и успешном члене общества,    социализация детей и подростков не может осуществляться без непосредственного участия  граждански мотивированных представителей местного сообщества (прежде всего родителей обучающихся).  В этом смысле развитие общественного управления образованием на уровне общеобразовательного учреждения, муниципалитета и региона, формирование на каждом из них экспертного сообщества по проблемам социализации подрастающих поколений  выступает еще одним категорически необходимым условием эффективности усилий в этой сфере.

Совокупность перечисленных выше основных факторов позволяет оценить всю  сложность и  комплексность  стоящих перед основной школой  социально-педагогических целей и задач по социализации обучающихся и обозначить их.

Инструментарий мониторинга социализации состоит, таким образом, в отслеживании индивидуального и коллективного прогресса учащихся по всем направлениям и формам деятельности, очерченных выше в качестве общих ориентиров, которыми образовательное учреждение может  руководствоваться при разработке своего главного стратегического документа – образовательной  программы.

Пафос деятельности по конструированию пространства социализации в том, что его освоение подростками должно раскрывать перед ними самими их возможное будущее, помочь им совершить в него  осознанный и психологически подготовленный переход. В «обычном», традиционном, стихийно возникающем и никем целенаправленно не организуемом  пространстве они  чувствуют, но, как правило, крайне слабо  осознают вызовы этого перехода и уж тем более не знают способов, которые для этого можно использовать. Образно говоря, они   «застревают» в замкнутом мире  собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, фактически проживают чужую жизнь, умаляя при этом важнейший и ценнейший период свой  собственной. Отсюда – главный принцип настоящей Программы: принцип центрации социального воспитания (социализации) на развитии личности. Программа социализации призвана «навести мосты» между самоценностью проживаемого подростками возраста и своевременной социализацией, между их  внутренним миром и внешним – с его нормами, требованиями и вызовами.. И сделать это нужно так, чтобы, с одной стороны,  помочь подросткам избежать социально-психологических стрессов (и, по возможности, уврачевать уже полученные), а   с другой – подготовить их к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию  с другими людьми на следующих этапах жизни.

 

8.           Планируемые результаты программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.

 

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

В результате реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатовтех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).

эффектапоследствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие школьников достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.

 

Планируемые результаты освоения программы

 

Сформированное у учащегося действие целеполагания, позволяющее на основе анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования.

Сформированная способность учащихся к анализу объектов нематериальной и материальной культуры, выделению существенных и несущественных признаков объекта, построению модели объекта, ее фиксации в знаковой форме.

Сформированные рефлексивные действия:

-        способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом или ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие результативность производимых действий;

-        способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации – выбирать адекватно ситуации способы осуществления преобразующей деятельности для получения наилучших результатов;

-        способность определять каких инструментальных средств или способов деятельности не достает для решения поставленной перед собой задачи и спроектировать собственную образовательную траекторию, позволяющую овладеть недостающими способами деятельности или инструментальными средствами.

Выпускник основной школы сможет:

-        проектировать с помощью тьютора или подготовленного педагога собственную индивидуальную образовательную траекторию (маршрут);

-        устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации и эффективных способов осуществления познавательной деятельности с целью получения и освоения образовательным контентом;

-        работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута.

-        совместно с педагогами составить индивидуальную образовательную программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии;

-        выбрать индивидуальный и профессиональный маршрут для реализации индивидуальной образовательной программы.

Таким образом, программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на создание модели выпускника школы.

Модель выпускника основной школы:

Выпускник – это человек, гражданин общества, страны, мира, обладающий высокой политической и демократической культурой, а именно:

          человек, имеющий уровень образования, адекватный современным требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности;

          семьянин, являющийся одновременно умным, любящим и уважительным супругом, родителем, сыном или дочерью, способный воспитать достойных членов общества;

          человек, свободный в выборе мнений, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества, уважающий свободу выбора и права других людей;

          личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры и потребность в здоровом образе жизни, культуры труда, культуры эмоций и чувств, интеллектуальной культуры и культуры отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

Hosted by uCoz